?

Log in

No account? Create an account
статья для ввс про микросообщества и социальную солидарность - спокойствие только спокойствие — LiveJournal
February 14th, 2011
01:26 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
статья для ввс про микросообщества и социальную солидарность
Вышла вторая моя "социокультурная" статья на ВВС:
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/02/110214_russia_community.shtml

Что интересно - в конце прошлой недели вышла статья про сообщества Марины Литвинович на Опенспейсе. Она чуть про другое, (роль инета в создании микросообществ) но тема приблизительно та же. Моя статья в тот момент уже была готова, но проходила редактуру. ) И вот порадовало в этом практически одновременном выходе статей, что "тенденцию" так заметило сразу несколько человек. Именно микросообщества как форма солидарности, в "мирной" жизни - а не только помощь другим в экстремальных ситуациях (про это была статья Лошака летом, после пожаров- но она очень сильно "на эмоциях", мы тогда все очень переживали). Я уже какое-то время о ней размышляла, последний год где-то. И она быстро-быстро нарастает. Статью написала, потому что я чувствовала эту тенденцию в своей среде. Пока писала и брала интервью, выяснилось, что Левада-центр сделал про это исследование в последние месяцйцы. Обратите на него внимание в статье. Оно пока не опубликовано - и убедт представлено публике в конце февраля. Причем социологи Левады "наткнулись" на тенденцию довольно случайно- они делали исследование про более традиционные, "старые" организации - и вдруг поняли: ба! новая поросль! И это тенденция вообще самого последнего времени. Года-двух максимум. Кое в каких случаях трех. Но в основном- последнее время. Так здорово!

Там выпала последняя главка при публикации (по объему не вошла). Там про западный опыт и про нашу историю. Мне это кажется важным. Вот она:

***
Россия попала в своеобразный провал между традиционной культурой с ее теплотой связей, советской системой, давшей людям бесплатные гос.услуги, но отучившей их от личной инициативы, и недоразвившимся «капиталистическим» механизмом, где осознанное добровольчество входит в ткань культуры.

Ральф Бэкле – инженер компании Intel. Он участвует в добровольной пожарной дружине. Это часть его жизни, здесь нет надрыва:

«Я делаю это, чтобы ощутить чувство товарищества, общности. Кроме того, я люблю помогать людям.»
В Германии государство полагается на добровольцев – а люди не так сильно надеются государство:

«Волонтеров-пожарных около миллиона. Из 2074 немецких городов только в 102 есть постоянные части. Если возникает что-то серьезное, зовут на помощь нас.»

Мэры также могут временно мобилизовывать любого жителя от 18 до 63 лет для тушения пожаров. Но обычно хватает добровольцев.

Когда-то дружины основали бизнесмены: «И только позже это превратилось в государственный механизм. Нашей бригаде уже 142 года.»

Дарья Кутузова считает, что корень нашего недоверия к такого рода инициативам - в насильственно насаженном коллективизме, который разрушил «сообщество как социальную единицу»: «Да и практика доноса на ближнего очень этому способствовала. Сейчас восстанавливается ощущение со-общественности - на новых основаниях.»

Однако важен и советский опыт. В двадцатые годы доминировала идея «вот мы сейчас как возьмемся, как улучшим жизнь во всей стране»: «Люди могли тяжело работать – и взять и ликвидировать за несколько лет безграмотность, дороги построить, электростанции. Конечно, были и репрессии, и очень много несправедливости. Но была и масса открывающихся возможностей и вдохновения.»

С точки зрения психолога, оживление связей между людьми - вопрос выживания общества. Нельзя заниматься только сиюминутным латанием дыр. Чтобы жизнь продолжала существовать, важно помнить ирокезскую мудрость – «думай на 7 поколений вперед». Это значит, что «человек думает не только о себе, не об удовлетворении сиюминутных нужд и желаний»:

«Знаете, как зимбабвийцы здороваются друг с другом? Они спрашивают: «Тебе хорошо?» И если тебе хорошо, то и мне хорошо.»

Tags: , , , ,

(25 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:skvonk
Date:February 14th, 2011 10:44 am (UTC)
(Link)
спасибо за статью! это все действительно важно.
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 05:18 pm (UTC)
(Link)
Очень. Причем именно такой акцент кажется мне важным. Про политику и протест много пишут. Я вижу свою роль тут, скорее, в замечании именно повседневных тенденций. Все-таки большинство людей не протестуют- и на западе в том числе.

Слова Ральфа в этом смысле мне кажутся очень важными, жаль, они в статью не попали. Т.е. много доброовльцев, очень спокойных, не протесты- но и мэр имеет право людей до 63 (!) лет мобилизовать на тушение пожаров. Представляю себе, что было бы, если бы у анс такой закон приняли... Сплошные были б рассуждения про полицейское государство...

Тут важно, что это взаимное движение: государство опирается на добровольцев, а люди так сильно не "подсажены" на гос.помощь централизованную...
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 04:36 pm (UTC)
(Link)
Ты молодец! Жаль, что этот тренд пока немногие видят :) Зато это начало.

Вика, а ты не подскажешь, как лучше найти информацию по таким сообществам в Европе? Может, у Дарьи спросить?
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 05:16 pm (UTC)
(Link)
Да, многие ее не видят. То, что пишут - в основном про "протестные" и в случаях очень тяжелых (типа "мамы Максима"). Статья Литвинович, скорее, о них. А мне казалось важным тенденцию именно в мелких инициативах. Мне было очень интересно, когда Левада ее подтвердил.

Спроси у Дарьи, ага. И на сайт сходи ее.
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 05:34 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, что Литвинович к этой ситуации подходит как журналист: ей нужны яркие, душещипательные истории. Тогда как цель - развитие, а не концентрация на "душещипательном"

ЗЫ: Ольга Слуцкер стала писать о женщинах, у которых мужья украли детей, или не дают с ними видеться. Это хорошо, что она выходит из своей башни.
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 06:10 pm (UTC)
(Link)
Скажу тебе по секрету, моя статья более именно "журналистская". ) Там больше "раскопочной" работы было- в смысле, много раскапывала фактов, брала интервью. Нашла вот Левада-исследование, о котором не писали еще особо, т.к. оно не обнародованное. А у нас сейчас более моден жанр колонки. У Литвинович, у Лошака- больше "мысли о" все-таки. И достаточно очевидные факты. Например, "мама Максима"- это первое, что попадается на глаза по теме этой. А я постаралсь выйти чуть за пределы привычного.
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 07:19 pm (UTC)
(Link)
Значит, у нас еще и смещены представления о журналистике. По крайней мере, мой пример явствует.

В тексте Литвинович бросается в глаза другое: дистанция между автором текста и читателем большая. Это я пыталась описать, когда говорила, что там "яркие, душещипательные" примеры.

Это не столько критика Литвинович, сколько мое желание "недистанцированных" текстов.
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 07:43 pm (UTC)
(Link)
Это сейчас во всем мире тенденция такая. Сильный разрыв между аудиторией и СМИ. Поэтому там отчасти и кризис. Они не чувствуют аудиторию, утеряли чутье.
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 07:45 pm (UTC)
(Link)
Это как в преподавании - большинство преподов просто "отчитывают" лекцию, и все. Ни объяснений, ни работы с аудиторией нет. Аудитория в пассиве, хотя залог-то их работы - сделаться активными "получателями" информации.

Да, плюс дикое количество селебритиз из шоу-бизнеса, у которых спрашивают мнение и которые тучи разводят руками :)
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 07:46 pm (UTC)
(Link)
Да, везде нужны новые схемы. Их дико сложно внедрять- огромная инерция. Не только в России. В России, впрочем, особенно тяжело- мы как увеличительное зеркало для мировых проблем. ) Но тенденция общая. )
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 07:48 pm (UTC)
(Link)
Первые с конца :)
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 07:51 pm (UTC)
(Link)
Не, мы в авангарде наоборот. ) Испытательный полигон.
Именно поэтому нам важно понимать мировые тенденции быстрее других- чтобы успеть нейтрализовать до бунта и революции. )
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 08:01 pm (UTC)
(Link)
В качестве миноискателей :)

ЗЫ: У меня еще одна тема есть, по поводу тенденций и искусства. Хочу с тобой обсудить тоже, раз уж разговор зашел. Потом.
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 08:56 pm (UTC)
(Link)
Ага. В качестве них самых. )

ЗЫ: Кншн. )
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 09:23 pm (UTC)
(Link)
А ты подаешь в итоге в летнюю школу по психологии, нейронаукам и восприятию?
Завтра дедлайн. Я не делала пока. В раздумьях. Рекомендательное письмо вот тоже не заготовила....
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 09:25 pm (UTC)
(Link)
Но там че-та сурово. Требуется или нейро или математическое образование...
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 15th, 2011 06:08 am (UTC)
(Link)
Не, не подаю...
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 16th, 2011 08:57 pm (UTC)
(Link)
А на Майорку?
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 17th, 2011 01:46 am (UTC)
(Link)
Вика, а там тоже какие-то дисциплинарные ограничения, как мне показалось
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 07:45 pm (UTC)
(Link)
Им (СМИ) кажется, что главное - это попсовость и визуально броская подача. Но очень многие люди хотят не этого. Не шока и войны, а "реальности во всех ее проявлениях". Не пустенькой яркости, а внятной глубины, которая при этом подана доступно, а не только для высоколобых. Об этом уже есть даже научные исследования. Сейчас такое рецензирую для НЛО. В СМИ устаревшие схемы, а все очень быстро развивается. Возможно, будет крах этой структуры, возврат ко времени до-СМИ (по моим ощущениям- середина 19 века).

Буду колонку об этом писать в ближ. время.
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 07:47 pm (UTC)
(Link)
Это очень интересно! Ведь блоггеры рулят почти! И всякие моб. телефоны с камерами.
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 07:50 pm (UTC)
(Link)
Вот именно поэтому. Интернет все меняет. СМИ не успевают приспособиться. И всякие другие старые структуры. Но обожествлять инет я б не стала. Тут очеьн просто манипулировать и очень плохо с глубиной. Он не удоовлетворяет голод по "понятной глубине".
[User Picture]
From:troposfera
Date:February 14th, 2011 08:00 pm (UTC)
(Link)
Согласна
[User Picture]
From:cherniavska
Date:February 14th, 2011 06:01 pm (UTC)
(Link)
Какая хорошая статья!
[User Picture]
From:victorieuse
Date:February 14th, 2011 06:11 pm (UTC)
(Link)
СпасибО!
My Website Powered by LiveJournal.com